EXX
, 45 лет28 сентября 2007 19:47
того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.
Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.
Флэшмоб — это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.
Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», «Мутин Пудак» и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.
Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять — что это такое? Если движение — то какие у него цели? Если протест — то против кого и чего?
На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000−х — отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», зашоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.
Тенденция 4
Путешественник, но не турист
Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.
Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще — не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.
В последние годы началось «движение к югу» — в Индию, Таиланд, Вьетнам.
Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.
«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»
Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90−е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем.
Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.
«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»
Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) — перечень увлечений бесконечен.
Основные критерии при выборе хобби — его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».
Тенденция 5
Отказ от престижного потребления
Для современных молодых людей не характерно престижное потребление (conspicuous consumption). Молодежь 90−х была помешана на статусности. Существовал четкий императив — если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.
Для молодежи 2000−х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мне
того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.
Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.
Флэшмоб — это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.
Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», «Мутин Пудак» и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.
Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять — что это такое? Если движение — то какие у него цели? Если протест — то против кого и чего?
На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000−х — отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», зашоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.
Тенденция 4
Путешественник, но не турист
Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.
Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще — не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.
В последние годы началось «движение к югу» — в Индию, Таиланд, Вьетнам.
Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.
«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»
Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90−е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем.
Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.
«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»
Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) — перечень увлечений бесконечен.
Основные критерии при выборе хобби — его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».
Тенденция 5
Отказ от престижного потребления
Для современных молодых людей не характерно престижное потребление (conspicuous consumption). Молодежь 90−х была помешана на статусности. Существовал четкий императив — если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.
Для молодежи 2000−х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мне